Боевой топор — разновидность топора, предназначенная для сражения.
Обоюдоострый топорик древних греков — лабрис.
Древнейшее подобное топору орудие, — «тесло», — появилось около 20 тысяч лет назад и представляло собой широкую дубину, в отверстие которой вклеивался острый камень. То есть, в отсутствие возможности сверления камня, не топорище вставлялось в топор, а топор в топорище.
Настоящие каменные топоры — с лезвием и отверстием в обухе — появились примерно в одно время с металлическими топорами и долгое время служили параллельно с ними. Однако, и после изобретения сверления проделывать в обухе продольное отверстие под топорище нередко представлялось людям делом слишком хлопотным. Отверстие делали поперечным. Соответственно, и лезвие топора оказывалось ориентировано поперёк топорища. Такой топор назывался «кельт».
Преимуществом топора в сравнении с другим оружием являлась большая эффективность рубящего удара, — сам топор был тяжёл, и центр его тяжести находился высоко. Топором удобно было разносить вражеские щиты и разрубать шлемы. К тому же топор был самым простым в изготовлении рубящим оружием, а, главное, имел двойное назначение, — являлся незаменимым инструментом. Небольшой топор почти наверняка имелся в самом бедном хозяйстве, да и тяжёлый колун в лесистой местности найти было несложно.
В простейшем случае боевой топор получался из хозяйственного путём перестановки на более длинное топорище, что очевидным образом предопределяло огромную популярность этого оружия среди как конных, так и пеших ополченцев.
Рабочие топоры всегда имели примерно такую же форму и вес, как и ныне. С точки зрения хозяйственных нужд они были оптимальны, однако, ещё в эпоху бронзы стало ясно, что для нужд военных предпочтителен будет тяжёлый хорошо сбалансированный топор с широким лезвием, не застревающим в щитах и обладающим большей поражающей поверхностью.
Если для случая палицы увеличение веса не давало заметного приращения эффективности, так как её главный недостаток — неспособность пробивать щиты — таким образом не устранялся, то топор небольшого веса не мог в полной мере проявить свои преимущества. Топор должен был пробивать щит с первого удара, а затем, легко извлекаться для следующего.
По этим причинам специальные боевые топоры изготавливались путём приваривания к железному обуху длинного изогнутого лезвия, а иногда снабжались и дополнительным остриём на массивном уравновешивающем лезвие обухе.
Вес каменных и железных топоров используемых ополчением, обычно, находился в пределах от 2 до 3,5 кг, при длине от 60 см у одноручных, до 100 см у двуручных вариантов. Железные топоры простой формы на топорище длиной 80—90 см могли использоваться и кавалерией. Однако, необходимая, — соответствующая репутации топора, — пробивная сила достигалась только для железных топоров и только на верхнем пределе длины и веса.
Пехотные одноручные, используемые в месте со щитом, боевые топоры с одним или двумя широкими лезвиями, также весили около 3,5 кг, при длине 60—70 см. Вес же «полутораручных» секир используемых тяжёлой кавалерией, а также сравнительно редких двуручных боевых топоров, колебался в пределах 3—8 кг, при длине 80—90 см у первых, и до 120 см у вторых.
Недостатками топора, однако, являлись большой вес и высокое расположение центра тяжести, предопределявшие низкую частоту ударов и быстрое утомление воина. Очень неудобно топором было и отражать удары.
Тем не менее, секиры были популярны и у греков, и у франкских вождей. Несмотря на все их недостатки и большинство европейских рыцарей вплоть до XIII века вооружалось именно топорами. Даже если рыцарь и заводил себе меч, то топор непременно оставался при нем, — про запас. Меч в бою скоро ломался, положиться на него было нельзя. Топор же был дёшев и надёжен.