Фальшион - оружие, известное также под множеством других названий и имеющее весьма богатую историю. Существует предположение, основанное на схожести в распределении центра тяжести и способе использования оружия, что фальшион произошел от скандинавского лангсакса. Если первоначально фальшион, как некогда сакс, был весьма тяжеловесным, то постепенно он трансформировался в более изящный вариант, который обнаруживает сильное сходство с саблями, характерными для более поздних эпох.
К началу XIV века существовал множество видов данного типа оружия, а названий было и того больше.
У каждого, кто впервые видит фальшион, обычно возникает впечатление, что перед ним восточное оружие, в просторечье называемое "сарацинская" искривленная сабля. Но при ближайшем рассмотрении видны и существенные различия: долгое время рукоять и "фурнитура" фальшиона были в точности такими же, как у обоюдоострого одноручного меча той же эпохи и, хотя формой лезвия фальшион больше, чем какое-либо другое оружие, похож на шемшир, он не имел ничего общего с саблями, которые делалась без навершия и крестовины. К тому же, восточное оружие немного тоньше европейских фальшионов. Более того, форма острия у этих типов оружия различна.
Можно выделить два основных типа фальшионов:
1. Первый вид характеризуется тем, что обух у него представляет собой прямую линию. Здесь кривизна лезвия особенно сильно выражена, так как лезвие сужается от самой широкой части к острию в последней трети клинка. Соответственно, у данной формы фальшиона центр тяжести переносится именно на это место, а острие зачастую затупляется. Можно сделать вывод, что данный вид применялся скорее как рубящее, чем как колющее оружие.
2. Существует также форма фальшиона, у которой линия обуха срезается к лезвию, как у сакса. Однако, у такого фальшиона сгиб не столь выражен, поскольку изогнутое лезвие "встречается" с обухом приблизительно посередине ширины клинка, где и находится острие. Находок данного вида фальшиона на территории континентальной Европы было сделано больше по сравнению с первым видом. Это можно объяснить улучшенным балансом оружия, обусловленным изогнутым острием.
Другим важным параметром формы клинка является кривизна обуха, и, следовательно, кривизна всего клинка. Более сильное искривление клинка меняет положение центра тяжести, а также маневренность оружия. Легко понять, что эти формы фальшиона еще больше похожи на сабли последующих эпох, чем представленные выше. Несмотря на это, в изобразительных источниках в основном находят в равных количествах все виды.
Выше были рассмотрены основные формы, на базе которых появлялись местные - и вероятно обусловленные спецификой региона - вариации. Так, например, в Псалтыре Лутрела (Lutrell Psalter), есть изображение осады города, на котором видно, что и с той и с другой стороны используются фальшионы: у одного из конных нападающих в руках крупный двуручный и за счет этого маневренный фальшион, у обороняющегося, судя по одежде, горожанина, - оружие схожей с фальшионом формы, однако размером с нормальный одноручный меч. Также часто находят изображения, на которых представлены фальшионы с обухом похожим на крюк.
Фальшион не обязательно должен использоваться исключительно как оружие. Подобно своему предшественнику - саксу - засчет способности рубить, он может применяться еще и как инструмент, например, для простых плотницких работ. Это могло быть существенным преимуществом для небогатых воинов, снижавщим их денежные расходы комбинированием в одном предмете функций оружия и инструмента. Следует заметить, что это утверждение опирается лишь на техническую ценность такой комбинации, ибо не было обнаружено ни одного изображения, подтверждающего данную теорию. Однако, лезвие ножей XIV века похоже на укороченный вариант фальшиона, вследствие чего можно говорить, по меньшей мере, о родстве между инструментами и оружием.