Идеальная синева [1998]
Perfect Blue
Совершенная грусть
Производство: Япония
Жанр: триллер, драма, психология, ужасы
Тип: полнометражный фильм, 81 мин.
Премьера: 28.02.1998
Режиссёр: Кон Сатоси
Автор оригинала: Такэути Ёсикадзу
Средний балл: 8.0 из 10
Краткое содержание:
Молодая поп-певица Мима Киригоэ пытается перейти из мира музыки в киноиндустрию и прославиться как актриса, но, похоже, не всем её поклонникам понравилось такое решение. Начались странные телефонные звонки и факсы, потом был получен конверт со взрывчаткой. А плюс к тому в Интернете обнаружилась страничка с якобы дневником Мимы. Но певица решила идти своим путем во что бы то ни стало, несмотря угрозы неизвестного. Вот только преследования и новые правила жизни просто сводят её с ума.
Сцена изнасилования, убийства, молчаливое безумие и журналы с откровенными снимками Мимы. Такой ли славы она желала? Реальность перемежается галлюцинациями, сливаясь с кошмарами, образуя новый мир порочности и иллюзий...
Рецензия:
© Анастасия Костромина, 2005.12.21
Можно ли отразить содержание психологического триллера – целого романа – в одном полнометражном аниме? Создатели «Идеальной синевы» демонстрируют, что да. Известный роман Такэути Ёсикадзу иллюстрировался художником Отомо Кацухиро. Именно он предложил своего ученика Кона Сатоси на роль режиссера. Успех был ошеломляющим: обогнав по рейтингам многие аниме 1997 года, «Идеальная синева» впоследствии получила первый приз на Монреальском Фестивале азиатского и остросюжетного кино.
Так в чем причина успеха? В первую очередь в определенной стилистике данного аниме. Здесь нет никакого проявления фансервиса – все серьезно и неброско. Сложно предположить, что играй героев настоящие актеры, персонажи получились бы жизненнее и человечнее. Ощущение полной реальности происходящего не покидает на протяжении всего просмотра. Все характеристики аниме заслуживают высоких оценок.
Сюжет, как и полагается сюжету психологического триллера, полон загадок, намеков, напряжения и неожиданных поворотов. Нельзя сказать, что все заключается в постоянном поиске кусочков основной головоломки, помимо этого, нам еще демонстрируют достаточно качественный экшен и милые сцены, которые несложно представить в каком-нибудь аниме про школьников. Все эти детали органично взаимосвязаны и не рождают никаких противоречий, таким образом, само восприятие остается целостным и последовательным.
До самого финала непонятно – какая из нескольких сюжетных линий окажется самой главной и прольет свет на происходящее. Но авторам этого было мало – они еще пустили параллель между реальностью и вымыслом, но не в привычном контексте психологических триллеров, а действительно добавляя фантазии и галлюцинации главной героини. Если учитывать, что только последняя сцена в аниме объясняет, кто же на самом деле сходил с ума, и не только это, а вообще, кто такая главная героиня, и от чьего лица шло повествование – реальной девушки или ее ментальной проекции, то можно не сомневаться, что сюжет идеально продуман и реализован.
Но это только внешняя сторона, а есть еще персонажи. В «Идеальной синеве» четко выделяется главная героиня, и на ее фоне все остальные персонажи остаются второстепенными. Надо отметить, что второстепенные они по роли в сюжете, но не по реализации или раскрытию характеров.
Итак, в основе сюжета лежит попытка девушки, солистки модной поп-группы, подняться на ступень повыше и стать актрисой. Нам показывают без снисхождения мир шоу-бизнеса и карьерные возможности в нем. Здесь нет сочувствующих, а есть – заинтересованные. Это не ново, но в Японии дело с поп-идолами обстоит несколько иначе, чем, например, у нас. Степень фанатизма достигает там таких размеров, что нашим фанатам и не снилось. Кстати, одно выражение – «поп-идол» говорит само за себя. У группы, в составе которой три девушки, огромная армия фанатов, причем большинство – мужского пола и далеко не подростки. Решение одной из солисток уйти – личное оскорбление для многих из них. Самих девушек не существует – есть сценические образы, и вся жизнь певиц подчинена законам соответствия этим образам.
Главная героиня Мима Киригоэ все-таки решается уйти. Возможно, это попытка бегства от сложных условий существования в мире поп-эстрады, но в мире кинематографа живется не легче. У Мимы возникает диссонанс между ожиданиями и реальностью, что приводит к таким серьезным расстройствам психики, что дополнительные неприятности в лице неизвестной угрозы почти сводят девушку с ума.
Самое интересное, что среди всех этих закулисных интриг сама девушка Мима достаточно наивна и невинна. Она бесстрашно бродит одна по супермаркетам, ездит в метро и живет в маленькой квартирке, которую ну никак не назовешь местом обитания звезды. Создается мнение, что девушку вообще не волнует материальная сторона дела. Но и слава ей особо не нужна – иначе бы Мима не рисковала тем, что уже есть. Видимо, Мима – одна из тех немногих, кто верит в себя настолько, что главной целью считает раскрытие таланта. И авторы со всей жестокостью показывают, что происходит с такими наивными… Хотя надежда добиться цели у девушки есть, и она не сдается. И ведь добивается, хотя и не всего, что хотела, и не так быстро. Мима – это просто золушка из провинции, она типична, она – как большинство, и этим девушка очень располагает к себе.
Мима целиком и полностью доверяет своему менеджеру – даже соглашается на съемки обнаженной и сцену насилия со своим участием. Новых поклонников еще нет, старые – в ужасе от ее поступков. Нет прежнего образа – есть старая Мима, новая Мима (так ее даже называют между собой фанаты) и сама Мима, затерявшаяся в этих масках. Вся семья Мимы – это ее поклонники. Лишившись их, девушка лишается уверенности и поддержки. И так на главную роль выходит страх нового и неуверенность, одиночество и зависимость. Авторы идеально подобрали обрамление для этих чувств – эстраду и съемочную площадку сериала. Становится ясно, что так же девушка могла очутиться на необитаемом острове – важны ее чувства и мысли, но на острове сложнее было бы реализовать подобную ситуацию и все.
Очень человечны две подруги – бывшие коллеги Мимы, злорадствующие по поводу неудачного начала ее карьеры; помощница Мимы – неудачница, видящая в Миме свою молодость, фанат, желающий возвращения Мимы-певицы, менеджер, действительно заботящийся о пользе дела, но не о Миме.
Даже такой второстепенный персонаж, как актриса, играющая вместе с Мимой, хорошо раскрыта и играет определенную роль в понимании повествования целиком. Вообще, нет ни одного персонажа, которого ввели бы для смеха или для заполнения паузы, все они важны для головоломки.
Финал достаточно предсказуем, но это не портит впечатления. Мир становится на круги своя, и вот только девочка Мима, все не вписываясь в его порядки, проявляет милосердие и сострадание. Возможно, вся эта психологическая составляющая и была создана, чтобы обратить наше внимание на такие редкие в наше время в шоу-бизнесе, но, тем не менее, необходимые качества. А возможно, авторы просто сделали очень качественный триллер, но в нем поместилось гораздо больше, чем просто игра между преступником и жертвой.
«Идеальная синева» содержит сцены насилия – они изображены настолько реалистично, что кажутся намного пугающими, чем, например, смерть персонажа из любого другого аниме. Изначально собирались снимать фильм, а не аниме. Уже при создании используются определенные приемы при работе с изображением: очень человечные персонажи, реальность пейзажей и обстановки в помещениях, транспорт, освещение, природа – все очень приближено к действительности. Графика просто отличная – все детали, как крупные, так и мелкие, тщательно прорисованы. Одинаковое внимание уделяется первым, вторым и так далее планам. Персонажи пропорциональны, имеют жизненный цвет волос и глаз, будничный гардероб и макияж. Отлично добавлены элементы, согласующиеся с сюжетом – дождь, серое небо, мрачные коридоры.
Так же в создании обстановки играет определенную роль и музыка. Альфред Хичкок говорил, что хорошее музыкальное сопровождение – половина успеха триллера. «Идеальная синева» - подтверждение этого правила. Музыка не отвлекает на себя внимание, но отлично дополняет видеоряд, передает важность ситуации и происходящего. Помимо этого – очень неплохие песни, исполняемые трио, а в последствии дуэтом девушек. Они – просто пример хорошего j-popа.
Таким образом, ни графика, ни музыка не являются слабыми сторонами «Идеальной синевы», напротив – они отлично дополняют сюжет.
«Идеальная синева» – аниме не для всех, но именно его стоило бы порекомендовать просто большинству, которое не увлекается, но интересуется аниме. Стилизация - весьма специфическая и не совсем анимешная, сюжет - интересен, графика и музыка – отличные. Ну, а для любителей психологического триллера – это аниме просто находка.
«Идеальная синева» - одно из лучших полнометражных аниме, не иначе!