...Двое остановились. Третий, выше всех ростом, с короной поверх шлема, шагнул вперед. В правой руке он сжимал обнаженный меч, а в левой — кинжал, испускающий мертвенное призрачное сияние.
Дж. Р. Р. Толкин. “Братство кольца”
Когда произносится слово “меч”воображение рисует длинный прямой клинок. Но длинные мечи представляли собой оружие преимущественно кавалерийское и получили заметное распространение лишь в средние века. Да и тогда они встречались значительно реже коротких мечей, служивших оружием пехоты. Даже рыцари перепоясывались длинными мечами только перед боем, а в иное время постоянно носили кинжалы.
Между кинжалами и короткими мечами вполне уместно поставить знак равенства. Ведь знаменитый “кынжал” горцев Кавказа по пропорциям и весу более всего напоминал римский гладиус. А гладиус был одним из самых массивных мечей того времени... Греки же и 25-сантиметровый клинок величали “мечом”. Азиатские кинжалы, европейские стилеты, даггеры, корды, а также “большие” и “маленькие” мечи античности объединяет общее назначение: все они были оружием пеших воинов и служили в первую очередь для колющего удара.
Короткий меч
Еще в глубокой древности — 20-40 тысяч лет назад — охотники стали вырезать себе кинжалы из кости или твердого дерева. Конечно, костяной кинжал не мог равняться в эффективности с длинным копьем. Но ему и не нужно было конкурировать с другим оружием. Ведь кинжал имел совсем небольшой вес и удобные габариты. Носить и использовать копье, лук или палицу он нисколько не мешал. А пригодиться мог. Еще в век камня кинжал стал с успехом выполнять функции оружия ближнего боя, а также резервного оружия.
Позже, в век меди и бронзы, особенно заметным стало такое достоинство кинжала, как дешевизна. На изготовление кинжала уходило куда меньше дефицитного металла, чем на изготовление длинного меча. И служил он значительно дольше. Ведь чем короче клинок, тем труднее его сломать.
Не потеряла значения “экономичность” кинжалов и в век железа. Материал стал доступнее, но искусства для его обработки теперь требовалось больше... Проковка короткого колющего клинка требовала от мастера намного меньше умения.
Еще в большей мере популярности кинжалов способствовало то, что воины железного века сражались преимущественно в строю. Фалангисту требовался очень компактный клинок. Такой, чтобы в тесноте плотного строя он не цеплялся за снаряжение товарищей.
Греческих гоплитов вполне устраивали крошечные 25-сантиметровые кинжалы весом менее четверти килограмма... Короткие? Ну и что? Когда бой идет, как выражались древние, “щит к щиту”, длинное оружие и не нужно. А на случай, если оно понадобится, гоплит носил копье.
Другое дело — если копья не было. Конечно же, для боя один на один “маленький” греческий меч не годился. Поэтому римские легионеры и греческие пелтасты использовали “большие” мечи.
“Большим” меч римского легионера, впрочем, можно было назвать лишь условно. Узким клинком длиной 45 см и весом 0,5-0,7 кг удобнее всего было только колоть. Зато легионерский меч представлял собой идеальный компромисс — им можно было сражаться как в строю, так и вне строя. “Большой” меч позволял обходиться без копья. Но для боя в строю даже 45-сантиметровый клинок казался легионерам слишком длинным. Ведь чтобы поразить подошедшего в упор врага, нужно было отвести локоть далеко назад. А это не всегда было возможно в тесноте манипулы. В начале новой эры легионеры стали, кроме мечей, носить еще и кинжалы pugio с широким 25-см длины клинком. Такой кинжал можно было удерживать не только в прямом, но и в обратном захвате (“пером”), и наносить удары сверху в лицо и шею врага.
Пугио - "маленький" меч античности.
Римские центурионы и всадники, которым часто приходилось сражаться вне строя, использовали гладиусы — усиленную версию легионерских мечей. При такой же длине, как и “большой” меч, гладиус имел очень широкое (7 см) лезвие и весил около килограмма. В строю “лишний вес” клинка был бы недостатком. Но вне строя, где имелось пространство для размаха, увесистым гладиусом можно было не только колоть, но и рубить.
Римляне, впрочем, считали, что рубящим ударом врага можно только ранить. Ведь смертельная рана, по их представлениям, должна была иметь глубину не менее 5 см. Гладиус настолько глубоких ран не наносил.
В середине века легионерский меч не только не исчез, но и ничуть не изменился. Под названием стилета или корда он продолжал оставаться самым массовым видом клинкового оружия в Европе. Дешевые, легкие и компактные корды использовались как дворянами, так и жителями средневековых городов в качестве “гражданского” оружия. Короткие мечи для самообороны носила и средневековая пехота: пикинеры и арбалетчики.
В 16 веке корды несколько удлинились и приобрели закрытую гарду. Прямая наследница легионерского меча — короткая шпага — “ландскнехта” — оставалась самым массовым оружием европейской пехоты вплоть до появления штыков в конце 17 века. Iпага мушкетера 16 столетия и корд генуэзского арбалетчика.
Наибольшим недостатком кинжалов была не скромная длина, а недостаточная пробивная сила. В самом деле: римский меч доставал на 45 см. от ладони, но длинный меч европейских рыцарей 12 века — тоже только на 40-50 см. Ведь рубить желательно серединой клинка. Еще короче были катаны, ятаганы и шашки. Режущий удар наносится участком лезвия максимально близко к рукояти. Клинки такого типа даже не снабжались гардой, так как она могла бы зацепиться за одежду врага.
Так что, с практической точки зрения, коротким кинжал не был. Но и доспехов не протыкал. Небольшой вес кинжала не позволял отражать им и удары тяжелого оружия.
Зато удар короткого колющего клинка мог быть нанесен очень точно и внезапно. Большой силы для боя на коротких мечах не требовалось, но эффективно использовать это оружие мог только очень опытный и ловкий воин.
Тесак
В 16 веке европейские металлурги освоили так называемый “передельный процесс”, в результате чего качество стали решительно улучшилось. Если раньше сталь получали путем повышения содержания углерода в железе, то с 16 века (в Китае с 7 века) ее начали производить, снижая концентрацию углерода в чугуне путем отжига в горнах.
Европейский и китайский тесаки.
Выплавленная путем отжига чугуна сталь (ее можно называть “доменной”, “передельной” или “английской”) пружинила. Упругий клинок сломать было намного сложнее, что позволяло делать оружие вдвое более легким. К тому же кромка клинка теперь уже не крошилась при заточке, и мечу можно было придать большую остроту. С другой стороны, передельная сталь была очень мягкой. Сабля, откованная из азиатского дамаска, попросту перерубала саблю из английской стали. Упругие, но мягкие клинки 16 века тупились буквально “о воздух”. Весь свой досуг солдаты вынуждены были проводить с точильным камнем в руке. В отличие от длинной катаны, режущий кинжал вакизаши самурай мог носить на поясе постоянно.
Тем не менее, уверенность римлян в “несмертельности” рубящих ударов легкого меча в 16 веке могла вызывала лишь улыбку. Теперь короткий меч вполне можно было сделать рубящим.
Более всего в коротком рубящем оружии были заинтересованы моряки. В строю они не сражались, а в индивидуальном бою “стандартные” корды все-таки были недостаточно эффективными. С другой стороны, длинный меч нельзя было нести в зубах, бросаясь на абордаж. В результате, 15-16 веках европейские матросы вооружались преимущественно “воловьими языками” — тяжелыми кинжалами с очень широким у основания обоюдоострым клинком длиной 25-45 см.
К концу 16 века “воловьи языки” и фальчионы сменились короткими абордажными саблями. При длине клинка около 50 см такая сабля весила 1-1,4 кг. Лезвие могло быть как изогнутым, так и почти прямым, но центр тяжести всегда располагался очень высоко. Даже сам клинок, подобно тому, как это делалось у восточных скимитаров, мог расширяться к острию.
Абордажные сабли, которыми можно было рубить не только врагов, но и, например, канаты, так хорошо зарекомендовали себя во флоте, что оставались главным оружием моряков вплоть до 19 века. То есть до тех пор, пока практиковался абордаж. Более того! Они нашли широчайшее применение и в мирной “сухопутной” жизни. Очень распространенное в латиноамериканских странах сельскохозяйственное орудие — мачете — не что иное, как абордажная сабля, “вышедшая в отставку”.
Оружие для левой руки
Дага с изогнутым "пламенеющим" клинком быстро приводила лезвие вражеского меча в плачевное состояние.
Так как дага служила, в первую очередь, для отражений ударов, главной ее деталью была гарда. Особенно это было заметно у европейских даг 16 века, гарда которых представляла собой большую бронзовую тарелку. Такой гардой можно было пользоваться, как щитом.
Значительно чаще использовалась гарда-мечеломка с длинными отогнутыми вперед ветвями. Мечеломкой можно было если и не переломить, то “поймать” вражеский меч. Реже в роли мечеломки выступало само лезвие даги, откованное в виде гребенки.
Обычно же клинок даги представлял собой граненый шип длиной 20-30 см. Граненым клинком можно было только колоть, зато он обладал большой прочностью и солидным весом. Это позволяло без опаски подставлять его под удары вражеских мечей. Кроме того, граненым кинжалом больше шансов было попасть в щель вражеского панциря.