Вселенная Дэвида Вебера   
                                                                                           Всегда играй честно, если все козыри у тебя на руках.
                                                                                                                                                        Оскар Уайльд

Название мира: Honorverse
Возникновение: 1993 год новой эры нашего мира
Создатель: Дэвид Вебер
Происхождение: Литература
--
Воплощения: Межавторский цикл рассказов, nграфика
http://www.mirf.ru/Articles/8/1681/prolongs.jpg
В 1993 году вышел в свет роман Дэвида Вебера «Космическая станция Василиск». Предполагал ли автор, что дает жизнь одному из наиболее ярких сериалов космической фантастики последних лет? Неизвестно. Но на волне успеха вышло одно продолжение, затем другое — и вот уже более двенадцати лет с завидным постоянством выходят новые книги о Виктории Харрингтон.
Чем больше книг выходило из-под пера Вебера, тем более проработанным и объемным становился мир. Постепенно приключения главной героини переросли в многогранную историю с десятками персонажей, множеством сюжетных линий и интереснейшей вселенной, которую писатель не боится подвергать тяжелейшим потрясениям.
Время расселяться
Человечество благополучно колонизировало сотни планет и организовало десятки космических держав. Эра космического расселения началась в 2103 году со стартом «Прометея» — первого пилотируемого корабля, покинувшего Солнечную систему. Разумеется, освоение космоса шло в несколько этапов — в соответствии с развитием науки. Интересно, что освоением новых миров преимущественно занимались частные компании, а не государства. На досветовых скоростях применялись и «корабли поколений», и введение космических странников в анабиоз. Но настоящий бум космических путешествий начался, как водится, с открытия гиперпространства. И произошло это через семьсот с лишним лет после начала Эры Расселения.
У Вебера гиперпространство представляет собой своего рода пространственный сдвиг, расстояние между двумя точками в котором гораздо меньше, чем в реальном пространстве. Хотя корабль, путешествующий по гиперпространству, и не развивает сверхсветовых скоростей, он достигает намеченной цели во много раз быстрее, чем при обычном космическом перелете. Что на взгляд стороннего наблюдателя выглядит как превышение скорости света. Путешествия между звездными системами теперь занимают не десятилетия или века, а недели и месяцы. Немало, конечно, но достаточно для того, чтобы планеты могли торговать между собой, объединяться в союзы или враждовать. В дальнейшем было сделано еще два открытия, определивших облик Вселенной. Во-первых, люди обнаружили «туннельные сети» — аномалии в космическом пространстве, позволяющие переноситься между системами практически мгновенно. От центрального «узла сети» можно добраться до нескольких «терминалов», расположенных в других системах, но до каких именно — определяет природа сети, а не желания путешественника. Возможны и путешествия от терминалов к узлу, но не между терминалами непосредственно. Туннельные сети стали основой межзвездной торговли, принося государствам, контролирующим их узлы, огромные прибыли. Вторым важнейшим открытием стал пролонг — медицинская процедура, пройдя которую в детстве, человек замедлял процесс своего старения и существенно продлевал жизнь. В зависимости от поколения пролонга, жизнь увеличивалась на десятки или даже сотню-другую лет, и все это время человек оставался молод и полон сил!
А вот зеленых человечков или других братьев по космическим странствиям мы так и не нашли. Встречались на некоторых планетах разумные аборигены, но все они находились на примитивном уровне развития и не представляли для людей реальной опасности или большого интереса.Что в имени твоем?..
Большинству российских читателей главная героиня сериала известна под именем Виктория, хотя оно и не совсем верно. В оригинале Харрингтон зовут Honor (с английского — «честь»). К сожалению, в отличие от Веры или Любви, имени Честь в нашем языке нет, а Хонор, очевидно, сочли неблагозвучным. Поэтому в переводе не передана и игра слов, которую Вебер часто использует в названиях книг.
Вдали от Солнца

Звездное Королевство Мантикора, в космическом флоте которого служит Виктория Харрингтон, объединяет три планеты в одной звездной системе. Это титульная Мантикора, а также Грифон и Сфинкс. Хотя Королевство лежит на периферии мощнейшего государства обитаемой вселенной, Солнечной лиги, — в техническом и экономическом плане оно едва ли уступит колыбели человечества. Во многом Мантикора списана с Великобритании — владычицы морей, — только мощь Звездного Королевства не в морском, а в космическом флоте. Конституционная монархия, наследственное дворянство и сильная армия только добавляют сходства. Звездное Королевство — тот редкий случай, когда в число граждан государства наряду с людьми входит другая разумная раса. Это аборигены планеты Сфинкс — шестилапые древесные коты, которые обладают не только весьма развитым интеллектом, но и телепатическими способностями. Долгое время об их разумности шли споры: опасаясь, людей коты не торопились идти на контакт с двуногими соседями. Тем не менее, в конституции Королевства утверждены права жителей Сфинкса, и нередко коты становятся пожизненными спутниками выбранных ими людей.
Первоначальным освоением Мантикоры занимались частные компании. Подавляющая масса колонистов происходила из Америки и Западной Европы, но был и небольшой процент славян. После того, как страшная эпидемия истребила более чем половину переселенцев, выжившим пришлось привлекать новых эмигрантов с Земли и близлежащих колоний. Благодаря грамотной демографической политике удалось равномерно заселить все три планеты государства. Лидер первых обитателей Мантикоры Ричард Винтон был объявлен королем, а его наиболее предприимчивые спутники вместе с землей получили дворянские титулы. Остальные, в зависимости от первоначальных финансовых вложений, стали «йоменами» (средний класс) или «нулевиками» (им еще только предстояло обеспечить себя средствами на новом месте). Тогда же были заложены основы конституции и создан парламент по примеру британского, с Палатой Лордов, в которую входят по праву рождения, и выборной Палатой Общин.  с открытием «туннельной сети», связавшей Королевство со всеми важными соседями, в том числе и Солнечной Лигой, Мантикора начала стремительно превращаться в богатейшее государство с очень высоким доходом на душу населения.
На зависть соседнему государству — Народной Республике Хевен. Оправдывая свое название (от английского «рай»), планета Хевен обладала идеальными условиями для жизни человека. В первые века колонизации ее обитатели лишь богатели и жили не хуже землянам. Но, как известно, лучшее — враг хорошего. Руководство Республики стремилось обеспечить высокий уровень жизни всем своим гражданам, несмотря на то, что даже низшие слои общества жили здесь куда лучше, чем в других государствах. Социальные программы и пособия по безработице создали в государстве целый класс нахлебников, не приносивших стране никакой пользы, но постоянно требовавших улучшения качества жизни.
Даже преуспевающая экономика Хевена оказалась неспособна долго выдерживать эту гонку. Средний класс почти исчез, а пропасть между бедными и небольшим процентом богатейших стала совершенно непреодолимой. Наука пришла в упадок, уровень образования ухудшился... Правящая верхушка Хевена — Законодатели — нашла единственный выход из ситуации: захват близлежащих планет и использование их ресурсов для поддержания собственной экономики. Но и этот путь оказался порочным. Экспансия требовала увеличения флота, флот — денег, а их и так было в обрез. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, Республике приходилось постоянно наращивать военную мощь. Так на свет появилась агрессивная космическая держава, чьи военные корабли постоянно держали под прицелом новообретенные колонии.
Но наступило время, когда совсем мелкие соседи подошли к концу, и Законодатели обратили свой взгляд на богатеющую из года в год Мантикору. Войны было не избежать.

Первая после бога
http://www.mirf.ru/Articles/8/1681/oneeyes.jpg
Давно опасаясь этого, правители Звездного Королевства постоянно наращивали качественную и количественную мощь космического флота. Чтобы защитить родину от неминуемой агрессии, пошла на военную службу и Виктория Харрингтон. Еще в детстве ее спутником стал древесный кот Нимиц — не только полноправный, но и чертовски обаятельный герой сериала.
Незадолго до первого столкновения между державами Виктория стала капитаном крейсера «Бесстрашный», отправленного охранять космическую станцию «Василиск», место ссылки для офицеров-неудачников. Вряд ли кто-то мог предполагать, что с этого рутинного задания начнется блестящий взлет Харрингтон по карьерной лестнице: капитанше удалось не только приструнить контрабандистов, но и в неравной схватке одолеть противника.
По схожей схеме построены и следующие несколько книг цикла. И в этом нет ничего удивительного, ведь первые пять романов Вебер написал всего за два года. Харрингтон регулярно оказывается именно там, где Хевен пробует на прочность оборону Мантикоры, и становится решающим фактором в победах Звездного Королевства, несмотря на постоянное численное превосходство врага. За короткий срок Виктория проходит путь от капитана до кандидата в адмиралы и получает дворянские титулы. Но политические и личные проблемы оказываются куда сложнее звездных боев и вынуждают Викторию покинуть службу. Тем не менее, честь и верность долгу остаются ее извечными спутниками.
Уже в ранних романах цикла Вебер старается максимально усложнить действие, вводя одновременно три-четыре противоборствующие стороны, за каждую из которых сражаются как хорошие люди, так и настоящие мерзавцы. Мир не статичен — расклад сил и на Мантикоре, и в Республике постоянно меняется, — но на первом плане книг остаются приключения главной героини и космические сражения, в которых она принимает участие. Пусть эти схватки и не отличаются особой масштабностью, зато они очень ярки и разнообразны, небольшое количество участников позволяет подробно описать сражения, а их исход всегда непредсказуем.

Стенка на стенку
Неизменная веками военно-космическая доктрина вселенной Вебера прямолинейна: корабли противников выстраиваются друг напротив друга и поливают снарядами неприятеля. При примерном равенстве сил это приводило лишь к гибели обоих флотов, так что по очевидным причинам крупномасштабные войны не велись на протяжении многих лет. Космические силы служили прежде всего средством поддержания порядка в собственных границах и сдерживания пиратства.
Военные корабли в мире Вебера, как правило, имеют форму веретена с увеличенными передней и задней частью. Импеллерные двигатели, обеспечивающие движение кораблей в обычном космосе, делают верх и низ звездолета совершенно неуязвимыми. Поэтому основное вооружение расположено по бортам корабля, которые также прикрываются «гравитационными стенами», но на время ведения огня их снимают.
Основное вооружение флота — ракеты с собственными импеллерными двигателями и несложным искусственным интеллектом, обеспечивающим наведение на цель. Скорость ракет сравнительно мала, поэтому обмен ударами выглядит примерно так: сделал залп, минут через десять узнал о результате. Если он есть — ведь противоракетные системы тоже не дремлют. Правда, точное попадание вовсе не обязательно: завершив полет, ракета разрывается и выпускает десятки лазерных лучей, которые и наносят повреждение противнику.
Но все это на дальней дистанции. А в тех редких случаях, когда корабли сходятся на дистанцию «вытянутой руки», в ход идут лазеры и гамма-лазеры, превращающие бой в настоящую мясорубку. Спасения от лучей, прошивающих корабли насквозь, практически нет. Бои в гиперпространстве происходят еще реже, поскольку в нем сложно выследить неприятеля.
Основную мощь любого крупного флота составляют «корабли стены» — дредноуты и супердредноуты — огромные, сравнительно медлительные и очень хорошо вооруженные и бронированные корабли. Чтобы обеспечить в бою наибольшую плотность огня, они выстраиваются в «стену», отсюда и название.
Следующий класс кораблей — крейсеры. В зависимости от тоннажа и сферы использования они делятся на легкие, тяжелые и линейные. Поодиночке крейсера могут служить для проведения разведки или охоты на пиратов, а большой эскадрой они окажут неоценимую помощь более крупным собратьям.
Значительную роль в мире Вебера играют легкие атакующие корабли, или ЛАКи. Они не могут путешествовать между звездными системами, но, в отличие от истребителей (которых в этой вселенной вообще нет), представляют собой полноценные корабли с небольшой командой. Впрочем, по свойствам и применению ЛАКи близки к истребителям: в одиночку эти маленькие суденышки не способны даже поцарапать краску на крейсере, но при грамотном использовании и в больших количествах мало что сравнится с ними по боевой эффективности.Не на пустом месте
Параллели между Мантикорой и Британией, а также Хевеном и революционной Францией напрашиваются сами собой. Есть реальные прототипы и у главной героини серии. Судьбы британских морских офицеров времен наполеоновских войн Томаса Кохрейна и Горацио Нельсона явно повлияли на образ Виктории Харрингтон. Вебер даже планировал героически убить Викторию в генеральном сражении (как это произошло с Нельсоном), но отказался от этой задумки. Другим источником вдохновения для Вебера служили приключенческие романы Сесила Форестера о похождениях Горацио Хорнблауэра, выдуманного морского офицера начала 19 века.

Соседи, враги, союзники

Вселенная Вебера примечательна еще и тем, что в ней нет статистов. Если та или иная система была упомянута, то можете не сомневаться, рано или поздно она займет свое место в общей мозаике развития мира. В одиночку небольшой Мантикоре было не под силу выстоять против экспансии Республики, несмотря на техническое превосходство, и потому с первых же дней войны Звездное Королевство начало поиск союзников. Одним из первых присоединившихся к содружеству стал Грейсон. Этот мир был населен потомками радикальных христиан, веривших, что все зло — от новейших технологий. Так бы и оставался Грейсон никому не нужным захолустьем, раздираемым стычками со столь же отсталой соседкой Масадой, если бы не стратегически важное положение этих планет, делавших их лакомым кусочком и для Мантикоры, и для Хевена. Капитаном флагмана небольшой эскадры, направленной на Грейсон с дипмиссией, оказалась Виктория. Женщина в армии — такого грейсоновские консерваторы и вообразить не могли, и сказать, что оказанный ей прием был холодным, можно только обладая потрясающим даром преуменьшения. Однако, защитив планету от агрессии Масады, Харрингтон в мгновение ока превратилась в национальную героиню, богатого землевладельца и символ новой эры Грейсона. Не столь быстро, но неотвратимо эта планета стала превращаться в сильнейшего союзника Мантикоры, с мощной инфраструктурой и современным флотом.
Другим сильным другом Звездного Королевства стал Эревон, граничащий как с Хевеном, так и с Солнечной лигой. Последняя не раз предлагала ему свое покровительство, но Эревон отдал предпочтение Мантикоре. Хотя основали это государство бывшие преступники, ныне люди Эревона славятся гордостью и честью.
Второй после Народной Республики головной болью Звездного Королевства всегда была Силезия. Хотя эта область космоса гордо именуется Конфедерацией, на деле она представляет собой кучу независимых планет, где властвуют алчность, коррупция и беззаконие. Но торговля с планетами Силезии приносила корпорациям Мантикоры очень солидные барыши, а значит, Королевство не могло просто махнуть рукой на беспокойных соседей. Флот Мантикоры стал чем-то вроде местной полиции, а сама Силезия превратилась в своего рода полигон Королевства, где проверяли технические новинки и оттачивали мастерство молодых офицеров.
В Конфедерации столкнулись экономические интересны Мантикоры и Андемарской Империи. Однако схожее политическое устройство и потенциальный общий враг — Хевен — делают их скорее конкурирующими союзниками, чем врагами.
А вот кто враг всем перечисленным выше государствам, так это Меза — маленькая планета в Солнечной лиге, оплот сторонников генетических модификаций и работорговли, которую и хевениты, и мантикорцы считают отвратительным преступлением. Заправилы местных корпораций генетически отличаются от обычных людей и считают себя высшей расой. Напрямую они стараются не ввязываться в конфликты, предпочитая вести закулисную игру и стравливать своих врагов. Если и есть в мире Вебера кто-то близкий к определению «зло в чистом виде», так это хозяева Мезы.

На качелях войны
Все эти государства так или иначе поучаствовали в двух войнах между Хевеном и Мантикорой. Кажется, в романах Вебера было все: террористические акты и государственные перевороты, грандиозные сражения и дуэли на древнем оружии, новые технологии и религиозные дрязги... Когда одна из воюющих сторон уже, казалось, победила, хитрость остановила конфликт. Только затем, чтобы вскоре он вновь вспыхнул с новой силой.
Во второй части цикла Вебер несколько сместил акценты. Виктория, конечно, остается центральным героем, но все больше внимания писатель уделяет другим персонажам. И недаром: непобедимость и безупречность Виктории успели поднадоесть уже многим.
Все чаще мы видим войну глазами тех, против кого воюет Харрингтон. И если прежде ее противники были по большей части, хоть и реалистичные, но малоприятные личности, то в последние годы у руля Республики Хевен оказались политики и военные, вызывающие не меньше, а порой и больше симпатии, чем мантикорцы.
Но если персонажи становятся все лучше и разнообразней, а интриги все более запутанными, то в том, что касается боевых действий, Вебер постепенно сдает позиции. На место стычек нескольких кораблей пришли сражения целых флотов, и в результате даже самое подробное описание битвы остается размытым и безличным. А порой Вебер ограничивается чуть ли не статистическими выкладками о числе выпущенных ракет и подбитых кораблей. Впрочем, сложно не восхититься количеством военных хитростей и новинок, которые писатель привносит в рамках одной, причем достаточно строгой системы космических сражений.
Так что, пусть в чем-то цикл и ослаб, в целом он остается очень ровным и крайне увлекательным. Книги о Виктории Харрингтон можно с уверенностью назвать одними из лучших представителей космической фантастики последнего десятилетия.
Чем дальше в космос...
Основная серия, как несложно догадаться, не закончена. Новый роман о Виктории писатель обещает закончить в будущем году. Но это не значит, что в ожидании новинки поклонникам цикла приходится скучать.
Во-первых, вышло уже четыре сборника рассказов, описывающих прошлое веберовского мира и события, не связанные с основной сюжетной линией. В работе над книгами приняли участие такие известные фантасты, как Дэвид Дрейк, Тимоти Зан, Джон Ринго и Эрик Флинт. Как видите, цикл о Виктории пользуется признанием не только у читателей, но и у маститых авторов. Во-вторых, Вебер совместно с Флинтом работает над двумя романами, примыкающими к основной серии (спин-оффами). «Венец рабов» рассказывает о событиях, предшествовавших второй войне между Мантикорой и Хевеном. В этом романе космические баталии отходят на второй план, уступая место детективной и политической интригам. А вот «Тень Саганами», напротив, напоминает возвращение к истокам цикла. Молодые ученики Виктории отправляются на свое первое ответственное задание на единственном крейсере, который должен обеспечить мирную интеграцию новых участников в Мантикорский союз.
Оба романа, которые должны в скором будущем обзавестись продолжениями, мало в чем уступают основному циклу. Даже отсутствие в них Виктории воспринимается скорее как достоинство. А успех, которым книги пользуются даже без Харрингтон, недвусмысленно указывает на то, сколь жизнеспособный мир создал Дэвид Вебер. http://www.mirf.ru/Articles/8/1681/sequence2s.jpg